По степени добросовестности принято различать добросовестных и недобросовестных должников. В свою очередь, добросовестные бывают:
- неудачниками – они вынуждены не платить в силу экономических причин;
- жертвами обстоятельств непреодолимой силы.
В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда должник не скрывается от своих кредиторов и сам стремится расплатится с ними, однако в настоящее время столкнулся с проблемой временной неликвидности своей продукции. В том вовсе не обязательно должна присутствовать вина должника. Например, его могли подвести смежные организации, недобросовестные деловые партнеры. Как только бизнес придет в норму – должник произведет все взыскиваемые с него выплаты.
Такое – не редкость и в случае с крупными, и мелкими компаниями.
Если компания, которая имеет задолженности, намеревается продолжать работу, лучше заранее обговорить все условия возврата долга, порядок и проценты за просрочку.
В том случае, если компания объявляет себя банкротом, необходимо предпринять соответствующие меры для того, чтобы включить себя в перечень ее кредиторов. Тогда можно будет хотя бы в какой-то мере компенсировать нанесенные убытки.
Реже приходится иметь дело с так называемыми жертвами обстоятельств непреодолимой силы. В качестве таковых можно приводить массу примеров. Это стихийные бедствия, природные и техногенные катаклизмы, чрезвычайные ситуации, политические факторы, теракты, вспышки заболевания, внезапные изменения в законах и многое другое.
Итогом всего этого является то, что компания утрачивает возможность выполнения своих финансовых обязательств, возложенных на нее ранее.
Помимо этого, компания – жертва обстоятельств может начать испытывать проблемы, связанные с процедурой слияния, реорганизации, переездами и т.п. Важно отнестись с пониманием и терпением, однако также заранее обсудить процедуры выплат задолженностей.